Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [6]

Корзина

Категории каналов

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 189

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Четверг, 16.05.2024, 16:39
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Русская литература

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Развитие русской литературы с X по XVII века

    Развитие русской литературы с X по XVII века

    Русская литература до XVII века в своем развитии прошла два важных периода:

    1. Долитературный: до X века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. Литература на Руси возникла позднее – в 80-е годы X века, одновременно с принятием христианства (988 г.), когда появляется потребность переписывать и переводить богослужебные книги.

    2. Период древнерусской литературы: с XI по XVII века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

     

    Культурно-социальные предпосылки

    возникновения древнерусской литературы

    1. существование высокоразвитых форм устного народного творчества (УНТ);

    2. образование раннефеодального государства. Древняя Русь не знала античной стадии культуры, так как миновала рабовладельческий строй. Непосредственно от общинно-патриархального строя восточные славяне перешли к феодализму;

    3. развитие торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией (в связи с крещением Руси) и Болгарией (Болгария становится центром распространения славянской письменности);

    4. трансформация народности великорусов в нацию (русские, русичи);

    5. процесс трансплантации («пересадки») культурно-религиозных и литературных традиций Византии и Болгарии на русскую почву. Так, в 863 г. солунскими братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука;

    6. влияние греко-византийской культуры, полное приобщение к которой произошло после крещения Руси в 988 г.

    Особенности поэтики древнерусской литературы:

    ·         историзм:

    Академик Д.С. Лихачев рассматривает древнерусскую литературу как литературу одной темы и одного сюжета: «Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Вымысел недопустим, так как для древнерусских книжников вымысел – ложь (то есть грех). В основе памятников древнерусской литературы всегда конкретное событие или конкретное лицо. Отношение древних авторов к писательству как к служению.

    ·         этикетность:

    Древнерусская литература – литература обряда, а не игры (то есть не для «потехи», развлечения), так как взаимоотношения людей между собой и Богом подчинялись церемонии, традиции – из жизни это перешло в литературу. Писатель стремился писать, как установлено каноном. Этикетностью объясняется традиционность древнерусской литературы, использовавшей устойчивые стилистические формулы («плетение словес»). К XVII веку система литературного этикета совершенно разрушается.

    ·         абстрагирование (символизм):

    Это связано с двойственностью мира и восприятия его человеком. Мир одновременно и материален, и духовен, поэтому во всем материальном человек видел знаки вечного (божественный умысел). Литература стремится обособиться от обыденной жизни, поэтому язык литературы должен быть иной, не всем доступный. Этим объясняется боязнь «худых» слов. Проводятся постоянные аналогии между современными событиями и Священным Писанием.

    ·         монументализм:

     Эта особенность связана со стремлением писать обо всем с точки зрения общего смысла, поэтому изображаются только самые значительные события, предмет рассматривается с большой дистанции пространства и времени => «панорамное зрение» (Д.С. Лихачев).

    ·         ретроспективность:

    Постоянная обращенность в прошлое, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.

    ·         анонимность:

    Мы можем определить авторство лишь нескольких произведений до XVI XVII вв. («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского»).

     

    Периодизация древнерусской литературы

    Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития народности и государства. Опираясь на исторический подход, мы можем выделить следующие периоды развития древнерусской литературы:

    1. Литература Киевской Руси (XI в. – 1-я пол. XII в.). Этот период характеризуется относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью двух главных культурных центров государства – Киева и Новгорода. Это период ученичества и перенятия культурно-религиозных традиций Византии и Болгарии. Интенсивно развивается древнерусская письменность. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной, канонической, церковной, апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной литературы. Зарождается и развивается оригинальная (непереводная) древнерусская литература.

    Формируются важнейшие жанры:

    ·         летопись;

    ·         житие;

    ·         сказание;

    ·         дидактическая и торжественная проповедь;

    ·         поучение;

    ·         хождения;

    ·         историческая и воинская повесть;

    ·         переводная литература (для нужд богослужения).

    Главная тема – положение Руси в семье христианских народов. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей своей страны, строитель храмов. Ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод – князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения вассала своему сюзерену.

    NB: Повествование о добрых и злых деяниях князей опирались на свидетельства очевидцев, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические повести и сказания не допускали вымысла.

    Произведения: «Повесть вре'менных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», «Русская правда» (сборник правовых норм Древней Руси).

    2. Литература периода феодальной раздробленности  (2/3 XII – сер. XIII вв.). Образование ряда самостоятельных феодальных полугосударств на Руси приводит к формированию на базе литературы Киевской Руси местных литературных «школ»: Владимиро-Суздальской, Новгородской, Киево-Черниговской, Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской, Турово-Пинской. Характер и своеобразие этих «школ» проявляются в летописании, агиографии (жития), жанре путешествий, исторических повестях.

     Вершиной литературы этого периода является «Слово о полку Игореве», созданное в Киево-Черниговской Руси.

    Другие произведения: «Слова», «Златоуст», «Торжественники» Кирилла Туровского и Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Моление Даниила Заточника». В литературе господствует монументально-исторический стиль.

    3. Литература периода борьбы с иноземными захватчиками объединения северо-восточной Руси (сер. XIII – нач. XIV вв.).

    Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Монументально-исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.

    Главные произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли».

    4. Литература эпохи Куликовской битвы (1380 – 80-е гг. XV в.). Это время творческих исканий и открытий в литературе, что вызвано подъемом национального самосознания и возвышением Москвы. Складывается новый нравственный идеал эпохи, что нашло отражение в житиях святых Епифания Премудрого («Житие Преподобного Сергия Радонежского»). Растет интерес читателя к беллетристической и историко-публицистической литературе.

    5. Литература периода укрепления централизованного государства (XVIXVII вв.). В XVI в. происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. В литературе прослеживаются 2 тенденции:

    *        соблюдение канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада;

    *        нарушение этих правил не только в публицистике, но и в агиографии, историческом повествовании.

    Постепенно изменяется жанровая система литературы и принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание («Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 г.»).

    Во второй половине XVII века ускоряется процесс обмирщения (демократизации) литературы. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная», «Повесть о Ерше Ершовиче»). В это время в литературу проникают элементы некоторых фольклорных жанров – лирические песни, народные сатирические сказки, эпос; появляется новый жанр литературы – бытовая повесть, в которой намечен новый тип героя – купеческий сын или безродный дворянин.

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: olya897 (08.09.2013)
    Просмотров: 6202 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: