Денис
Иванович Фонвизин (1745-1792)
Денис Иванович Фонвизин родился в богатой дворянской семье в Москве.
Родословная рода Фонвизиных начинается именем Петра Володимировича,
титулуемого бароном: «В царствие великого государя и великого князя Иоанна
Васильевича, всея России самодержца, как он, великий государь, воевал
Лифляндскую землю, взял в плен Мечиносящего братства брата Петра барона
Володимирова сына Фонвизина с сыном его Денисом и иных того же честного
братства шляхтов; и даны им в Московском государстве поместья многие в разных
городах...». В 1653 г. внук Петра Фонвизина Юрий Денисович перешел в
православие, приняв при этом имя Афанасия. Первоначальным образованием Денис
Фонвизин был обязан отцу. В 1755 г., когда был открыт московский университет и
при нем гимназия, Денис и его брат Павел были среди первых воспитанников,
зачисленных в гимназию (1755—1760 гг.). «Учились мы весьма беспорядочно, ибо с
одной стороны причиной тому была ребяческая леность, а с другой нерадение и
пьянство учителей», — вспоминал позднее в «Чистосердечном признании» Фонвизин.
Дальнейшее образование Денис Иванович получил в Московском университете на
философском факультете (1761 — 1762). Литературой начал заниматься в
университетские годы. Сначала писал сатирические произведения, которые
распространялись в рукописях (до нас они не дошли), подобные не попадавшие в
печать сатиры были в то время весьма распространены. В 1764 г. московский главнокомандующий
граф Салтыков доносил императрице: «Развращенное здесь, на Москве между
молодыми людьми своевольство и наглость до такой степени возросли, что
некоторые из них... дерзнули по всему городу потаенно рассеять руг -тельные
сочинения, состоящие в каталогах на французск ж и русском языках, в которых до
300 человек и больше как наизнатнейших, так и прочих фамилий, в том числе дамы
и девицы, не взирая ни на чины, ни на достоинства, наичувствительнейшими
выражениями обесчещены и обижены».
Позже поэт занялся переводами. В 1761 г. в университетской типографии вышла
книга басен Гольберга в его переводе. Тогда же он начал переводить трагедию
Вольтера «Альзира» (закончил позже в Петербурге, при жизни Фонвизина издана не
была). В 1762 г. Фонвизин поступил в коллегию иностранных дел
переводчиком. С 1763 по 1769 гг. был прикомандирован к кабинет-министру И. П.
Елагину. Служба у Елагина позволила Фонвизину близко познакомиться с двором
Екатерины II: Елагин состоял при кабинете «по приему челобитен» — жалоб,
подаваемых на высочайшее имя. Фонвизину как секретарю Елагина приходилось
заниматься разбором челобитных. В эти годы Фонвизин много времени уделяет
переводам: «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» Террасона
(4 части, 1762 — 1768), «Торгующее дворянство» Куайе (1766) «Иосиф» Битобе
(1769) и др. В 1764 г. была поставлена на сцене его стихотворная комедия
«Корион» (переделка драмы французского писателя Грессе). К началу 1760-х гг.
относятся два сатирических стихотворения —
«Лисица-казнодей» (проповедник) и «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и
Петрушке», где в шуточной форме автор касается философского вопроса, на
котором с особенным вниманием останавливались мыслители XVIII века, вопроса о
так называемых конечных причинах (causes finale), о целях мироздания; ответ
сатирика на этот вопрос — безнадежно скептический, если не вполне
отрицательный: «И сам не знаю я, на что сей создан свет!». В этом
стихотворении, по словам Фонвизина, отразилось лишь его мимолетное,
поверхностное увлечение; в глубине души его постоянно таилось иное, религиозное
настроение.
В 1769 г. была закончена оригинальная комедия «Бригадир», которая, по
мнению современников Фонвизина, «столько по справедливости разумными и знающими
людьми была похваляема, что лутчаго и Молиер во Франции своим комедиям не
видал принятия и не желал» (журнал «Пустомеля», июль 1770 г.). В том же году
Фонвизин переходит на службу в коллегию иностранных дел и становится секретарем
канцлера и воспитателя цесаревича — графа Никиты Ивановича Панина.
В
1774 г. Фонвизин женился на вдове Екатерине Ивановне Хлоповой. В 1777 — 1778
гг. он путешествовал по Германии и Франции. Его письма Н. И. Панину составили
замечательное сочинение (так называемые «Письма из Франции»). К началу 1780-х
гг. относится политическое сочинение Фонвизина — «Рассуждение о непременных
государственных законах», в котором дается резкая критика социальных устоев
екатерининского самодержавия. Сочинение это было столь дерзко, что издано быть
не могло, но распространялось в списках; гораздо позже его использовали
декабристы.
В 1781 г. была
закончена и в 1782 г. поставлена лучшая комедия Фонвизина «Недоросль». В
«Драматическом словаре» отмечено, что при первом представлении «Недоросля»
«несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пиесу метанием
кошельков» (подарков артистам)... Сохранилось предание, что Потемкин, «выходя
из театра и увидев сочинителя, с обыкновенным своим просторечием сказал ему
шутя: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уж не пиши: имя твое
бессмертно будет по этой одной пиесе».
После смерти Никиты Ивановича Панина, в 1783 г. Фонвизин вышел в отставку «с
чином статского советника и ежегодным пенсионом в 3 тыс. рублей из почтовых
доходов» и все свои силы стал отдавать литературному труду. В 1783 г. Фонвизин
анонимно печатал свои сатирическиесочинения
в журнале «Собеседник любителей российского слова», который редактировали
императрица Екатерина и княгиня Екатерина Дашкова (там, кстати, с разрешения
обеих редакторш были напечатаны «Несколько вопросов, могущих возбудить в
умных и честных людях особливое внимание», «Опыт Российского сословника»,
«Повествование мнимого глухого и немого» и другие отнюдь не безобидные, казалось
бы, с точки зрения монархини, произведения).
В 1784 —1785-х гг. Фонвизин путешествовал по Германии и Италии. По возвращении
его разбил паралич. Несмотря на тяжелую болезнь Фонвизин не прекращал работы: в
1785 г. анонимно вышел его перевод книги Циммермана «Рассуждение о национальном
любочестии», в 1786 — напечатана повесть «Каллисфен».
В том же году Екатерина Ивановна Фонвизина отправилась с больным мужем за
границу. Продолжительное лечение в Вене и Карлсбаде было не бесполезно. А в
1788 г. Фонвизин даже предпринял попытку издавать собственный журнал «Друг
честных людей, или Стародум», который по указанию Екатерины был запрещен.
Предпринятая Фонвизиным в том же году попытка издать собрание своих сочинений
также не увенчалась успехом — издание было запрещено. Около 1789 г. он начал
работать над автобиографическим произведением «Чистосердечное признание в делах
моих и помышлениях» (дошло в незавершенном виде). Летом 1789 г. Фонвизин ездил
для лечения в Ригу, Бальдон и Митаву. Сохранился журнал этой поездки,
представляющий, по выражению кн. Вяземского, «журнал страдальца и по мучениям,
и по самым средствам исцеления, которые он претерпевал». Здоровье не возвращалось.
Умер Фонвизин 1 декабря 1792 г. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Литературное наследие
Фонвизина получило высокую оценку писателей и поэтов XIX столетия. Батюшков предлагал
выделить в истории нашей словесности особую эпоху, эпоху Фонвизина. Пушкин,
познакомившись с «Разговором у княгини Халдиной», высказывал сожаление, «что не
Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы». «Литература
екатерининского времени, — писал Белинский,
— решительно заслоняет собою предшествовавшую ей литературу. Кроме Державина, в то
время был Фонвизин, первый даровитый комик в русской литературе, писатель,
которого теперь не только чрезвычайно интересно изучать, но которого читать
есть истинное наслаждение. В его лице русская литература как будто даже
преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью; его
сочинения — живая летопись той эпохи».
|