Форма входа |
---|
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Корзина |
---|
Категории каналов |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » 9 класс » Общеобразовательная программа |
[ Скачать с сервера (21.5 Kb) ] | 20.10.2013, 18:01 |
Радищев
Александр Николаевич (1749
– 1802) Русский мыслитель, писатель. Ода
"Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789),
философские сочинении. В главном произведении Радищева — "Путешествии из
Петербурга в Москву" (1790) — широкий круг идей русского Просвещения,
правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение
самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года
распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении
(1797) в своих проектах юридических реформ (1801 — 02) вновь выступил за отмену
крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству. Биография Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в
богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе
Немцове, а затем в Верхнем Аблязове. С
семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с
детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета. В
1762 — 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет
продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а
также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими
иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева
сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д.
Дидро, Ж. Ж. Руссо, читая которых, "учился мыслить". По возвращении в Россию в 1771 был
назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 1775 (годы крестьянского
восстания Е. Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора)
в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с
делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева,
читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии
Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А.
Рубановской. В 1777 Радищев поступил в
Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов,
оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в
1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором). В 1780-е годы Радищев поддерживал бурно
развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина,
Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной
Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные
Штаты Америки. В
эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о
Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду
"Вольность". В 1784 в Петербурге было создано
"Общество друзей словесных наук" из бывших воспитанников университета,
в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды
его журнал "Беседующий гражданин". Здесь была опубликована статья
Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества" (17897. С
середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в
Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров.
После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева")
книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог
Илимск. Находясь
в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы,
экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об
организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал
"Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке,
о его смертности и бессмертии" (1792), "Сокращенное повествование о
приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского
наместничества" и др. В 1796 Павел I разрешил Радищеву
поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную
свободу он получил в марте 1801 при Александре I. Привлеченный в Комиссию по составлению
свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ.
Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного
права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф
П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до
отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв
яд. Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) "История Государства Российского" Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе
Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее
образование. В 14 лет начал учиться в Московском
частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в
Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим
сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же
опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога".
Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из
деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума",
издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами
религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы
"Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии
У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия
Галотти". В 1789 в журнале "Детское чтение...
" появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и
Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию,
Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В
июне 1790 из Франции переехал в Англию. Осенью
возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского
журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского
путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза",
"Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы,
критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек
Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др.
Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В
1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" (ч. 1 – 2,
1794-95) и "Аониды" (ч. 1 – 3, 1796-99). Наступил 1793, когда на
третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура,
потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в
возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию.
Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести
"Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения
"Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др. К середине 1790-х Карамзин стал
признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в
русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова,
юного Пушкина. В 1802 – 1803 Карамзин издавал журнал
"Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В
критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что
способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ
самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой
иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих
политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству,
указывая на роль просвещения. Стараясь воздействовать на царя
Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой
России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку —
"Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие
царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного
самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника
по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его
политических убеждений. В 1803 через посредство М. Муравьева
Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию
"Истории государства Российского", над которой работал до конца дней,
но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" —
величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том,
посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре
Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это
случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге. Ода «Вольность» С конца 1770 х гг. вопрос о «частной
вольности», о личной свободе приобрел в крепостнической России острое
политическое содержание: многочисленные народные волнения и особенно
крестьянская война под предводительством Пугачева (1773–1775) столкнули
утопические идеи просветителей с суровой действительностью. Усмирение бунтов
вело к усилению гнета, к полному порабощению русских крестьян, к лишению их
самых элементарных прав, прав «естественного человека», возвеличенного
просветителями. О дар небес благословенный,
Тематика, система образов, стиль «Вольности»
– все это неразрывно связано с традициями русской гражданской поэзии XVIII в.
Радищеву поэту был особенно близок опыт тех авторов, которые, обращаясь к
переложению псалмов, придавали библейскому тексту смелый тираноборческий смысл.
Знаменитое державинское стихотворение – переложение 81 го псалма «Властителям и
судиям» (1780) явилось ближайшим предшественником «Вольности».
Возрим мы в области обширны, Рабство держится, как показывает
Радищев, не только на насилии, но и на обмане: церковь, «заставляющая бояться
истины» и оправдывающая тиранию, не менее страшна, чем сама тирания. «Раб,
воспевающий вольность», сбрасывает с себя этот гнет и перестает быть рабом, превращаясь
в грозного мстителя, прорицателя грядущей революции. Он приветствует народное
восстание, суд над царем тираном и его казнь.
| |
Просмотров: 1276 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |