Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Корзина |
---|
Категории каналов |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (22.5 Kb) ] | 17.10.2013, 20:05 |
Философский романтизм На почве идейных исканий последекабристской эпохи складывается новое течение прогрессивного романтизма, который по его преобладающим темам можно назвать философским романтизмом. Э то течение поделило ряд талантливых поэтов. Наиболее последовательно философское содержание в лирике развивал Д.В. Веневитинов. Значительное место философские мотивы занимали в творчестве Е.А. Баратынского. Глубокую философскую лирику создал Ф.И. Тютчев. Из прозаиков к этому течению романтизма можно отнести В.Ф. Одоевского. Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805 – 1827) Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805 – 1827) – русский поэт и общественный деятель. Основал с товарищами в Москве «Общество любомудров». Лучшие его произведения: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», переводы из Гете («Фауст в пещере» и др.). Некоторые из его произведений дышат пессимизмом и разочарованностью, но в большинстве — светлый взгляд на жизнь и вера в человечество. Критическими статьями Веневитинов опередил в эстетическом понимании современников. Поэт родился 14 сентября в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование (серьезно занимался языками, живописью, музыкой). В 1822 – 24 годах как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. Увлекался не только историей, философией и теорией словесности, но и математикой и естественными науками. Сдав экзамены за курс университета, поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным его занятием была литература. В своих теоретических высказываниях Веневитинов – убеждённый проповедник изучения немецкой литературы, в частности Гёте, противопоставляемого им «условным оковам и невежественной самоуверенности французов», и первый в России теоретик «философского романтизма». Однако воплотить эти начала в своём поэтическом творчестве Веневитинову удалось в слабой степени: полного расцвета на русской почве они достигают значительно позднее в философской лирике Тютчева. Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, противопоставляемого «толпе бездушной и пустой», — таковы наиболее типичные мотивы стихов Веневитинова, по своим чисто стиховым качествам весьма примечательных для двадцатилетнего поэта, но в общем не выделяющих его из общего русла поэзии 20-х гг. А.С. Пушкин не раз бывал в доме Веневитиновых в Кривоколенном переулке и дважды читал там «Бориса Годунова». Между поэтами возникли душевные и творческие контакты, к сожалению, недолгие: в конце октября 1826 года Веневитинов уехал в Петербург и уже никогда не встречался с Пушкиным. В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился. Поэт умер 15 марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень решили надеть. Но вдруг Веневитинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?», после этого умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище. Современники предрекали Дмитрию Веневитинову славу выше славы самого Пушкина. Но поэт вспыхнул лишь «кратким пламенем»: его жизнь оборвалась, когда ему не было и 22-х лет.
Константин Николаевич Батюшков (1787 – 1855) Русский поэт. Глава анакреотического направления в русской лирике («Веселый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Позже пережил духовный кризис («Надежда», «К другу»); в жанре элегии — мотивы неразделенной любви («Разлука», «Мой гений»), высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»). Родился 18 мая (29) 1787 г. в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда. С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками. С 1802 г. жил в Петербурге в доме своего дяди М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучал философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служил чиновником в Министерстве народного просвещения. В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами «Послание к стихам моим». В этот период писал стихи преимущественно сатирического жанра («Послание к Хлое», «К Филисе», эпиграммы). В 1807 г. записался в народное ополчение; его часть была отправлена на место военных действий против Наполеона в Пруссию. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен и эвакуирован в Ригу, где находился на излечении. Затем перебрался в Петербург, где перенес тяжелую болезнь и по выздоровлении вернулся в полк. Весной 1808, выздоровев, Батюшков отправился в войска, действовавшие в Финляндии. Свои впечатления отразил в очерке «Из писем русского офицера в Финляндии». Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству. Сатира «Видение на берегах Леты», написанная летом 1809 г., знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841 г. В 1810 – 1812 гг. активно сотрудничает в журнале «Драматический вестник», сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземскими другими литераторами. Появились его стихотворения «Веселый час», «Счастливец», «Источник», «Мои Пенаты» и др. Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе «все ужасы войны», «нищету, пожары, голод», что позже нашло свое отражение в «Послании к Дашкову» (1813). В 1813 – 14 гг. участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн» и др. В 1814 – 1817 гг. Батюшков много ездил, редко оставаясь на одном месте более полугода. Пережил тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастали религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Мой гений», «Таврида» и др. В 1817 г. вышел сборник «Опыты в стихах и прозе», включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи. В 1819 г. уехал в Италию по месту новой службы – он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 г. им овладела неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом – Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние двадцать лет прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа 7 июля (19) 1855 г. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.
Евгений Абрамович Баратынский (1800 – 1844) Русский поэт, разрабатывавший жанры элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки» (1842) — противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека, преломленное через трагическое сознание поэта. Биография Родился 19 февраля (2 марта) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. В 1819 г. он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 напечатана поэма "Пиры", принесшая автору большой успех. В 1820 – 26 гг. Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: «Финляндия», «Разуверение» («Не искушай меня без нужды...»), положенное на музыку М. Глинкой, «Водопад», «Две доли», «Истина», «Признание» и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии «Буря» (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в «Стансах» (1828). В апреле 1825 Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть», «Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»). В 1832 начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х – начала 1840-х. В 1843 поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры – бодрость и вера в будущее («Пироскаф», 1844). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.
| |
Просмотров: 797 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |