Классицизм как эстетическое
направление
Классицизм, одно из
двух главных явлений в культуре XVIII
века, стал идеологической основой русского государства. Экономическая и
политическая ситуация 1730 – 1750-х гг. в стране была очень сложной, но в
искусстве и литературе движение было очень быстрым.
Классицизм
(от лат. classicus – «образцовый»)
зародился в XVI
веке в Италии, своего расцвета достиг в XVII веке во Франции (Никола' Буало –
теоретик европейского классицизма). Расцвет русского классицизма пришелся на
середину XVIII
века (1740 – 1750 гг.).
Философской основой
классицизма является учение Рене Декарта о рационализме. Декарт исходил из
существования в мире двух начал – разума и чувства, – признавая, однако,
главенство разума («Я мыслю,
следовательно, я существую» (cogito ergo sum).
Подобное деление на
чувственное и рационалистическое привело к формированию нескольких
основополагающих принципов классицизма:
1.
Декарт считал, что красота есть объективная категория – значит, она неизменна,
и можно вывести правила и законы красоты, которым должен подчиняться каждый
художник.
Такое понимание красоты
пришло из идей, что есть непререкаемый, вечный образец, взятый из античности
через Возрождение, который нужно исследовать.
2.
Есть образцы и модели для подражания, которым художник должен следовать.
Достоинство художника заключается в
соответствии образцу, а не в оригинальности.
3. Возникла идея, что
литература – строго нормированное искусство, поэтому в классицизме:
v жесткая
система жанров и стилей;
v в
драматургии действует принцип единства места, времени и действия (один
конфликт, один сюжет, нет открытых финалов).
4.
Идеал человека на службе у государства: ведь это искусство живет одновременно с
абсолютной монархией, а не наоборот. Государство на первом месте, а личность
лишь служит государству и Отечеству. Это и определяет круг тем и проблем:
v социально-гражданские
темы;
v научные
темы;
v развивается
публицистика.
Литература приобретает государственный
статус и значение.
5.
Человек – лишь часть государства, поэтому его внутренний мир не интересует, а
важно, как он исполняет свой долг. В искусстве ощутимо отсутствие личного,
субъективного начала («мы» есть, но нет «я»).
6.
Внеисторизм. Классицизм не знает прошлого, оно неразумно, поэтому, даже если в
произведениях появляются сюжеты или герои из прошлых веков, это не отражает
исторического прошлого.
7.
Основным жанром европейской классицистической литературы является трагедия, так как в ее рамках ярче
всего проявился конфликт долга и чувства, разумного и неразумного начал.
8.
Классицизм отрицает национальные и народные особенности.
Своеобразие
русского классицизма
Русский
классицизм – часть общеевропейского, поэтому все основные критерии поэтики и эстетики
классицизма, указанные в работе Никола' Буало «Поэтическое искусство»,
присутствовали и в русском классицизме, прежде всего основной эстетический
принцип «следовать правилу и подражать образцу».
Теоретиком русского
классицизма был А.П. Сумароков, который
в своей работе «Эпистола о стихотворстве» сформулировал главные принципы
классицизма, опираясь на труд Буало, но указывая и на оригинальность,
самостоятельность русского классицизма:
1.
Русский классицизм развивался в иных социально-экономических условиях, притом
на столетие позже, отсюда сочетание классицизма с просветительскими идеями.
Кроме того, на русский классицизм повлиял XVII век
– эпоха барокко.
2.
Повышенный гражданско-патриотический пафос, что реализовалось в тематике
произведений, в идеале героя (даже Петр I изображается
на службе у государства).
3.
Склонность к дидактизму, литература – воспитатель целых поколений. Поэт полезен
государства.
4.
Именно в русской поэзии появляются национальные черты.
5.
Сатирическая направленность.
6.
Русский классицизм постепенно стал формировать систему стихосложения.
7.
Основными жанрами русской классицистической литературы являются ода и сатира.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – создатель
классической русской оды, так как именно в его творчестве сформулированы
тематика, проблематика, образная и художественная структура оды.
- Михаил
Васильевич Ломоносов родился в 1711 году на Севере, в селе Денисовке
Архангельской губернии, на берегу Белого моря.
- Отец
Михаила Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров) был черносошным
крестьянином. Он имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому
берегу.
- Мать
Ломоносова – Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь просвирни. Умерла,
когда сыну было 9 лет.
- Подростком
Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он
читал – к счастью, будущего ученого рано обучили грамоте. Его любимыми
книгами («вратами учености») были занятые у односельчанина грамматика
Смотрицкого и арифметика Магницкого. Ломоносов выучил эти книги буквально
наизусть и хотел продолжить обучение.
- 1731
год – Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву
учиться. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша
учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть
их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою «несказанную бедность» в этот
период – он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям
добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов
учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро
замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три
класса.
- 1736
год – Михаил Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников
Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при
Академии наук.
- Сентябрь
того же года – Ломоносов отправлен в немецкий Марбург к Христиану Вольфу,
обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и
естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике,
гидравлике и гидротехнике».
- 1738
год – Ломоносов шлет из Германии в Россию письмо на немецком языке,
содержащее полный отчет о том, какие лекции он прослушал и какие книги
приобрел. В письме содержалось еще рассуждение о физике на латинском языке
и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающий счастье уединенной жизни
в сельской местности.
- 1739
год – русских студентов переводят из Марбурга в Фрейберг к горному
советнику Генкелю, также с целью обучения. Генкелю было поручено держать
студентов в строгости, уменьшить их содержание, а в городе объявить, чтобы
никто не верил им в долг. А так как Академия наук высылала деньги
нерегулярно, материальное положение студентов по приезду в Марбург резко
ухудшилось. В этом же году Ломоносов пишет известную в филологии работу
«Письмо о правилах российского стихотворства» и знаменитую «Оду на взятие
Хотина», воспевающую доблесть русской армии, сражавшейся в Турции.
- 1740
год – Михаил Ломоносов, устав от безденежья и унизительных просьб к
Генкелю, ссорится с ним и покидает Фрайберг. Он странствует по Германии,
знакомится с людьми. В этот же период он женится на Елизавете-Христине
Цильх.
- По
некоторым (неподтвержденным) источникам, во время странствия по Германии
Ломоносов был против своей воли завербован в прусские солдаты, но бежал.
- 1741
год – по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург.
- 1742
год – Михаил Ломоносов становится адъюнктом по физике при Петербургской
Академии наук.
- 1745
год – Михаил Ломоносов получает должность профессора химии.
- 1748
год – Ломоносов впервые создает сначала «краткую», а потом и «пространную»
«Риторику» на русском языке.
- 1749
год – Ломоносов пишет «похвальное слово» императрице Елизавете. Вообще,
помимо всех прочих заслуг, Ломоносов сыграл огромную роль в становлении
нового русского литературного языка. Предпочитая жанр оды, он писал также
духовные похвальные надписи, стихотворения, экспромты, послания к
императрицам Елизавете и Екатерине, вельможам. Его перу принадлежит
неоконченная эпическая поэма «Петр Великий» и трагедии «Тамира и Селим»,
«Демофонт».
- 1752
– 1753 годы – Ломоносов читает студентам курс «Введение в истинную
физическую химию». Лекции сопровождаются практическими опытами. Известно,
что Ломоносов вел обширную исследовательскую работу по химии. Им были, в
частности, разработаны приборы для физических исследований химических
объектов. В плане физики Ломоносов, кроме прочего, совместно с ученым Г.В.
Рихманом исследовал атмосферное электричество.
- 1755
– 1757 годы – Ломоносов пишет трактат «О пользе книг церковных в
российском языке».
- 1756
– 1758 годы – Ломоносов изобретает «ночезрительную трубу», которая
позволяет различать предметы в сумерки.
- 1757
год – Ломоносов становится членом Академической канцелярии, теперь он
может участвовать в управлении делами Академии. В этом же году появляется
его знаменитая работа по минералогии «Слово о рождении металлов от
трясения Земли».
- 1758
год – Ломоносов управляет гимназией, университетом, историческим собранием
и географическим департаментом (все при Петербургской Академии наук). На
новой должности Ломоносов составляет план создания «Атласа» -
фундаментального труда, куда должны были войти физико-географические и
экономико-географические знания, полученные в ходе специальных экспедиций.
Также для сбора материала по всей стране были разосланы особые анкеты.
- 1759
год – Ломоносов пишет «Рассуждения о большой точности морского пути». В
этих «Рассуждениях…» ученый описывает ряд новых, изобретенных им приборов
для определения долготы и широты. В этой же работе Ломоносов предложил
(первым из современников) организовать международную Мореплавательную
академию.
- 1761
год – проанализировав данные, полученные из разосланных ранее анкет,
Ломоносов пишет трактат «О сохранении и размножении российского народа».
Здесь ученый выдвигает ряд предложений по принятию законов для увеличения
населения России. Предлагалось повышать рождаемость, сохранять родившихся
и привлекать иностранцев в русское подданство.
- Май
1761 года – Ломоносов открывает существование атмосферы у планеты Венеры.
- 1762
– 1763 годы – Ломоносов публикует свой очередной труд по географии
«Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание
возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
- 1763
год – опубликована очередная работа Ломоносова по геологии «О слоях
земных». В ней ученый доказал, что на Южном полюсе Земли существует
материк, и выдвинул теорию об эволюции природы. В работе есть такие слова:
«Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано…
Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук». Тогда же, в 1763
году, Ломоносов публикует руководство «Первые основания металлургии или
рудных дел». В работе рассматриваются не только свойства различных
металлов, но и практически применяемые способы их изучения. Это руководство
сыграло большую роль в дальнейшем становлении русского металлургического
производства.
- 1764
год – написано «прибавление» к работе «Краткое описание разных
путешествий…» «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану».
Ломоносов утверждал в этой работе, что «России могущество будет прирастать
Сибирью». «Прибавление» дополнялось «примерной» инструкцией «морским
командующим офицерам».
- Уже
в конце жизни Ломоносов создает фундаментальный исторический труд «Древняя
Российская история», опубликованный уже после его смерти. Как историк,
Ломоносов разработал свою концепцию развития России, основанную на
православии, самодержавии и духовно-нравственных ценностях русского
народа. В ходе русской истории Ломоносов выделял шесть периодов. Ученый
выдвинул теорию славяно-чудского происхождения Древней Руси, и последующие
историки приняли эту теорию.
- 4
апреля 1765 года – Михаил Васильевич Ломоносов умирает в Санкт-Петербурге.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Тематика и проблематика
од М.В. Ломоносова:
*
тема родины, ее политического и
исторического будущего;
*
тема будущих поколений;
*
тема науки и образования;
*
религиозно-философская проблематика;
*
сатирическая тема;
*
проблемы государственной жизни;
*
эстетическая тема (тема поэта и поэзии).
М.В. Ломоносов
сформировал определенную идеологию, отразившую в его одах интересы растущей
империи, поэтому одна из главных идей его литературного творчества – мысль о
месте России и нового гражданина (ученого, государственного деятеля) в ее
судьбе.
В его одах
функционирует набор художественных приемов, которые чаще всего
использует:
- гиперболы;
- развернутые
сравнения;
- у М.В. Ломоносова
обычно простые эпитеты;
- незначительное
использование античной образности;
- все риторические
фигуры;
- высокая, но
предметная, а не абстрактная лексика;
- строгая,
последовательная композиция произведений, которая подчиняется конкретной
идее, нет отступлений, описаний;
- создание образа Петра I и идеального образа России,
которые окажут влияние и на последующую русскую литературу. Без ломоносовской
образности нельзя представить творчества последующих писателей.
Главные произведения
М.В. Ломоносова:
- похвальные
оды: «Ода на взятие Хотина 1739 года», «Ода на
день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Ода
императрице Екатерине Алексеевне в новый 1764 год»;
- духовные оды: «Утреннее
размышление о Божием Величестве», «Вечернее размышление о Божием
Величестве при случае великого северного сияния», «Ода, выбранная из Иова…»,
переложения псалмов;
- послания: «Письмо
о пользе стекла», «Письмо
к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову»;
- научные
труды: «Письмо
о правилах российского стихотворства», «Предисловие
о пользе книг церьковных в российском языке», «Российская грамматика»,
«Риторика»
- разные
стихотворения: «Разговор с Анакреоном», «Я знак бессмертия себе
воздвигнул…», «Гимн бороде на суд».
|