Форма входа

Категории раздела

9 класс [25]
русская литература (XI - XIX вв.)
8 класс [10]
русская литература (XI - XIX вв.)
Мои файлы [26]

Корзина

Категории каналов

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 189

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Четверг, 09.01.2025, 22:05
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Русская литература

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Русский классицизм. М.В. Ломоносов (для 8-А)
    [ Скачать с сервера (300.4 Kb) ] 13.11.2013, 19:25

    Классицизм как эстетическое направление

    Классицизм, одно из двух главных явлений в культуре XVIII века, стал идеологической основой русского государства. Экономическая и политическая ситуация 1730 – 1750-х гг. в стране была очень сложной, но в искусстве и литературе движение было очень быстрым.

    Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») зародился в XVI веке в Италии, своего расцвета достиг в XVII веке во Франции (Никола' Буало – теоретик европейского классицизма). Расцвет русского классицизма пришелся на середину XVIII века (1740 – 1750 гг.).

    Философской основой классицизма является учение Рене Декарта о рационализме. Декарт исходил из существования в мире двух начал – разума и чувства, – признавая, однако, главенство разума («Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).

    Подобное деление на чувственное и рационалистическое привело к формированию нескольких основополагающих принципов классицизма:

    1. Декарт считал, что красота есть объективная категория – значит, она неизменна, и можно вывести правила и законы красоты, которым должен подчиняться каждый художник.

    Такое понимание красоты пришло из идей, что есть непререкаемый, вечный образец, взятый из античности через Возрождение, который нужно исследовать.

    2. Есть образцы и модели для подражания, которым художник должен следовать. Достоинство художника заключается  в соответствии образцу, а не в оригинальности.

    3. Возникла идея, что литература – строго нормированное искусство, поэтому в классицизме:

    v  жесткая система жанров и стилей;

    v  в драматургии действует принцип единства места, времени и действия (один конфликт, один сюжет, нет открытых финалов).

     

    4. Идеал человека на службе у государства: ведь это искусство живет одновременно с абсолютной монархией, а не наоборот. Государство на первом месте, а личность лишь служит государству и Отечеству. Это и определяет круг тем и проблем:

    v  социально-гражданские темы;

    v  научные темы;

    v  развивается публицистика.

    Литература приобретает государственный статус и значение.

    5. Человек – лишь часть государства, поэтому его внутренний мир не интересует, а важно, как он исполняет свой долг. В искусстве ощутимо отсутствие личного, субъективного начала («мы» есть, но нет «я»).

    6. Внеисторизм. Классицизм не знает прошлого, оно неразумно, поэтому, даже если в произведениях появляются сюжеты или герои из прошлых веков, это не отражает исторического прошлого.

    7. Основным жанром европейской классицистической литературы  является трагедия, так как в ее рамках ярче всего проявился конфликт долга и чувства, разумного и неразумного начал.

    8. Классицизм отрицает национальные и народные особенности.

     

    Своеобразие русского классицизма

    Русский классицизм – часть общеевропейского, поэтому все основные критерии поэтики и эстетики классицизма, указанные в работе Никола' Буало «Поэтическое искусство», присутствовали и в русском классицизме, прежде всего основной эстетический принцип «следовать правилу и подражать образцу».

    Теоретиком русского классицизма  был А.П. Сумароков, который в своей работе «Эпистола о стихотворстве» сформулировал главные принципы классицизма, опираясь на труд Буало, но указывая и на оригинальность, самостоятельность русского классицизма:

    1. Русский классицизм развивался в иных социально-экономических условиях, притом на столетие позже, отсюда сочетание классицизма с просветительскими идеями. Кроме того, на русский классицизм повлиял XVII век – эпоха барокко.

    2. Повышенный гражданско-патриотический пафос, что реализовалось в тематике произведений, в идеале героя (даже Петр I изображается на службе у государства).

    3. Склонность к дидактизму, литература – воспитатель целых поколений. Поэт полезен государства.

    4. Именно в русской поэзии появляются национальные черты.

    5. Сатирическая направленность.

    6. Русский классицизм постепенно стал формировать систему стихосложения.

    7. Основными жанрами русской классицистической литературы являются ода и сатира.

     

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – создатель классической русской оды, так как именно в его творчестве сформулированы тематика, проблематика, образная и художественная структура оды.

     

    • Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году на Севере, в селе Денисовке Архангельской губернии, на берегу Белого моря.
    • Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров) был черносошным крестьянином. Он имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу.
    • Мать Ломоносова – Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь просвирни. Умерла, когда сыну было 9 лет.
    • Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – к счастью, будущего ученого рано обучили грамоте. Его любимыми книгами («вратами учености») были занятые у односельчанина грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого. Ломоносов выучил эти книги буквально наизусть и хотел продолжить обучение.
    • 1731 год – Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою «несказанную бедность» в этот период – он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
    • 1736 год – Михаил Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.
    • Сентябрь того же года – Ломоносов отправлен в немецкий Марбург к Христиану Вольфу, обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике».
    • 1738 год – Ломоносов шлет из Германии в Россию письмо на немецком языке, содержащее полный отчет о том, какие лекции он прослушал и какие книги приобрел. В письме содержалось еще рассуждение о физике на латинском языке и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающий счастье уединенной жизни в сельской местности.
    • 1739 год – русских студентов переводят из Марбурга в Фрейберг к горному советнику Генкелю, также с целью обучения. Генкелю было поручено держать студентов в строгости, уменьшить их содержание, а в городе объявить, чтобы никто не верил им в долг. А так как Академия наук высылала деньги нерегулярно, материальное положение студентов по приезду в Марбург резко ухудшилось. В этом же году Ломоносов пишет известную в филологии работу «Письмо о правилах российского стихотворства» и знаменитую «Оду на взятие Хотина», воспевающую доблесть русской армии, сражавшейся в Турции.
    • 1740 год – Михаил Ломоносов, устав от безденежья и унизительных просьб к Генкелю, ссорится с ним и покидает Фрайберг. Он странствует по Германии, знакомится с людьми. В этот же период он женится на Елизавете-Христине Цильх.
    • По некоторым (неподтвержденным) источникам, во время странствия по Германии Ломоносов был против своей воли завербован в прусские солдаты, но бежал.
    • 1741 год – по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург.
    • 1742 год – Михаил Ломоносов становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.
    • 1745 год – Михаил Ломоносов получает должность профессора химии.
    • 1748 год – Ломоносов впервые создает сначала «краткую», а потом и «пространную» «Риторику» на русском языке.
    • 1749 год – Ломоносов пишет «похвальное слово» императрице Елизавете. Вообще, помимо всех прочих заслуг, Ломоносов сыграл огромную роль в становлении нового русского литературного языка. Предпочитая жанр оды, он писал также духовные похвальные надписи, стихотворения, экспромты, послания к императрицам Елизавете и Екатерине, вельможам. Его перу принадлежит неоконченная эпическая поэма «Петр Великий» и трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт».
    • 1752 – 1753 годы – Ломоносов читает студентам курс «Введение в истинную физическую химию». Лекции сопровождаются практическими опытами. Известно, что Ломоносов вел обширную исследовательскую работу по химии. Им были, в частности, разработаны приборы для физических исследований химических объектов. В плане физики Ломоносов, кроме прочего, совместно с ученым Г.В. Рихманом исследовал атмосферное электричество.
    • 1755 – 1757 годы – Ломоносов пишет трактат «О пользе книг церковных в российском языке».
    • 1756 – 1758 годы – Ломоносов изобретает «ночезрительную трубу», которая позволяет различать предметы в сумерки.
    • 1757 год – Ломоносов становится членом Академической канцелярии, теперь он может участвовать в управлении делами Академии. В этом же году появляется его знаменитая работа по минералогии «Слово о рождении металлов от трясения Земли».
    • 1758 год – Ломоносов управляет гимназией, университетом, историческим собранием и географическим департаментом (все при Петербургской Академии наук). На новой должности Ломоносов составляет план создания «Атласа» - фундаментального труда, куда должны были войти физико-географические и экономико-географические знания, полученные в ходе специальных экспедиций. Также для сбора материала по всей стране были разосланы особые анкеты.
    • 1759 год – Ломоносов пишет «Рассуждения о большой точности морского пути». В этих «Рассуждениях…» ученый описывает ряд новых, изобретенных им приборов для определения долготы и широты. В этой же работе Ломоносов предложил (первым из современников) организовать международную Мореплавательную академию.
    • 1761 год – проанализировав данные, полученные из разосланных ранее анкет, Ломоносов пишет трактат «О сохранении и размножении российского народа». Здесь ученый выдвигает ряд предложений по принятию законов для увеличения населения России. Предлагалось повышать рождаемость, сохранять родившихся и привлекать иностранцев в русское подданство.
    • Май 1761 года – Ломоносов открывает существование атмосферы у планеты Венеры.
    • 1762 – 1763 годы – Ломоносов публикует свой очередной труд по географии «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
    • 1763 год – опубликована очередная работа Ломоносова по геологии «О слоях земных». В ней ученый доказал, что на Южном полюсе Земли существует материк, и выдвинул теорию об эволюции природы. В работе есть такие слова: «Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано… Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук». Тогда же, в 1763 году, Ломоносов публикует руководство «Первые основания металлургии или рудных дел». В работе рассматриваются не только свойства различных металлов, но и практически применяемые способы их изучения. Это руководство сыграло большую роль в дальнейшем становлении русского металлургического производства.
    • 1764 год – написано «прибавление» к работе «Краткое описание разных путешествий…» «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану». Ломоносов утверждал в этой работе, что «России могущество будет прирастать Сибирью». «Прибавление» дополнялось «примерной» инструкцией «морским командующим офицерам».
    • Уже в конце жизни Ломоносов создает фундаментальный исторический труд «Древняя Российская история», опубликованный уже после его смерти. Как историк, Ломоносов разработал свою концепцию развития России, основанную на православии, самодержавии и духовно-нравственных ценностях русского народа. В ходе русской истории Ломоносов выделял шесть периодов. Ученый выдвинул теорию славяно-чудского происхождения Древней Руси, и последующие историки приняли эту теорию.
    • 4 апреля 1765 года – Михаил Васильевич Ломоносов умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

     

    Тематика и проблематика од М.В. Ломоносова:

    *        тема родины, ее политического и исторического будущего;

    *        тема будущих поколений;

    *        тема науки и образования;

    *        религиозно-философская проблематика;

    *        сатирическая тема;

    *        проблемы государственной жизни;

    *        эстетическая тема (тема поэта и поэзии).

     

    М.В. Ломоносов сформировал определенную идеологию, отразившую в его одах интересы растущей империи, поэтому одна из главных идей его литературного творчества – мысль о месте России и нового гражданина (ученого, государственного деятеля) в ее судьбе.

    В его одах функционирует набор художественных приемов,  которые чаще всего  использует:

    - гиперболы;

    - развернутые сравнения;

    - у М.В. Ломоносова обычно простые эпитеты;

    - незначительное использование античной образности;

    - все риторические фигуры;

    - высокая, но предметная, а не абстрактная лексика;

    - строгая, последовательная  композиция произведений, которая подчиняется конкретной идее, нет отступлений, описаний;

    - создание образа Петра I и идеального образа России, которые окажут влияние и на последующую русскую литературу. Без ломоносовской образности нельзя представить творчества последующих писателей.

    Главные произведения М.В. Ломоносова:

    похвальные оды: «Ода на взятие Хотина 1739 года», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Ода императрице Екатерине Алексеевне в новый 1764 год»;

    духовные оды: «Утреннее размышление о Божием Величестве», «Вечернее  размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода, выбранная из Иова…», переложения псалмов;

    - послания: «Письмо о пользе стекла», «Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову»;

    научные труды: «Письмо о правилах российского стихотворства», «Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке», «Российская грамматика», «Риторика»

    разные стихотворения: «Разговор с Анакреоном», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…», «Гимн бороде на суд».

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: olya897
    Просмотров: 6751 | Загрузок: 49 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2 Людмила Максимчук  
    0
    Людмила Максимчук,
    поэтесса, писательница, художница, драматург,
    член Московской городской организации Союза писателей России

    E–mail: ludmila@maksimchuk.ru
    Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/

    Из сборника «ЛЕПЕСТКИ» – стихотворений, посвящённых великим и любимым поэтам…

    Русскому поэту Михаилу Ломоносову
    (1711 – 1765)

    «Бесспорных гениев с бесспорно "новым словом" в литературе нашей
    было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».
    Федор Достоевский

    «Открылась бездна, звёзд полна,
    Звездам числа нет, бездне дна».
    Михаил Ломоносов
    ***
    Когда раскроют бездну перед нами,
    Мы удивимся: правда или нет?
    Мы ужаснемся: почему же сами
    Не видели той бездны столько лет!

    Да и нужна ли бездна новых знаний,
    Талантов ярких, гениальных дел?
    …О, сколько нужно приложить стараний,
    Чтоб бездну старый мир преодолел,

    Чтоб новое, гуманное, мышленье
    Вошло в привычный, «допотопный» быт!
    …«Платонов» и «Невтонов» поколенье
    Невежество глухое посрамит

    И окрылит Российскую державу,
    Как Ломоносов гордо предсказал!
    Он предвещал вперед – Отчизне славу,
    Все – на алтарь Отчизне отдавал.

    Он заложил Российскую культуру,
    Ее фундамент очень крепок был!
    …Господь вдохнул огонь в его натуру,
    И тот огонь знамением служил.
    * * *
    Простой помор, сын строгого помора,
    Судьбу избрал – как будто звездный путь
    Построил, чтобы мысль из коридора –
    Сама сумела на простор шагнуть.

    Имея дерзость, мысль «пробила» стены,
    Избавилась от тягостных цепей.
    С душой согласовалась непременно
    Благая мысль – исток благих идей!

    Наверно, Ломоносов появился
    Как раз тогда, когда пришла пора,
    И новый дух в России воцарился...
    Вдали слышны удары топора –

    По-прежнему рубили лес сердитый
    В окрестностях Архангельских болот,
    Но вместе с тем, среди трущоб немытых,
    Открылся мысли новый поворот!

    ...Не только для себя «рубил» дорогу –
    Для государства «поле расчищал».
    При всяком деле обращался к Богу,
    Просил подмоги, помощи искал –

    И был уверен, что святое дело
    Господь по-справедливому свершит.
    …Избранник божий строит планы смело
    И в точности исполнить их спешит.

    Филолог, физик, инженер, географ,
    Историк, математик, астроном,
    Геолог, химик, металлург, биограф
    Царей Руси, поставленных на трон,

    Встречал и травлю, и сопротивленье
    Чиновников, влиятельных господ.
    Но это – так, пустое приложенье…
    Он стал навек «душою просвещенья»
    И призывал к движению вперед.

    Превозносясь духовно – над рутиной,
    Науку над невежеством вознес.
    Не будь его, была бы Русь былинной
    Еще лет двести... Да и то – вопрос…

    * * *
    Царей Российских почитал особо,
    Не отрицал их силы и заслуг,
    К ним обращался – стихотворным слогом –
    И милость получал из первых рук!!!

    Он сил придал великому народу –
    Направил на свершенье правых дел.
    Он дал поэтам – образ и свободу
    И сам таким примером стать успел.

    Воспел монархов, мощных и разумных,
    Воспел победы, знаний торжество,
    Не ждал награды и признаний шумных,
    И не было соблазнов у него.

    Ему внимало молодое племя,
    А он, ломая старые межи,
    Опережал стремительное время –
    И время уступало рубежи!

    Он жил, внедряя зерна новых правил,
    И всходы поливал водой живой.
    Наследникам своим наказ оставил:
    «Употребляйте сами разум свой»

    * * *
    Он разрешил широкий круг вопросов,
    Потомков своих будущих любя;
    Спешил – о кратком времени скорбя.
    …Поклон тебе, великий Ломоносов –
    От нас, так мало знающих тебя!

    19 февраля 2010 г.

    1 ╬ϟĎỄМŐŊϟ╬  
    0
    BEЛИKOЛEПHO!!!

    Имя *:
    Email *:
    Код *: