Сентиментализм
Сентиментализм
(или предромантизм) – от франц. sentiment (чувство) –
литературное течение, признающее основой
человеческой природы чувство, а не разум. Появление сентиментализма в
России в 60-70-е гг. не случайно: идеи сильной власти, ожидания дворянства,
связанные с абсолютной монархией и подчиненностью интересов личности интересам монархии, культ разума – все это
подвергается переосмыслению и переоценке, а события крестьянской войны (пугачевщина),
европейские кровавые события (террор в годы Великой французской революции)
подталкивали к мысли о пересмотре приоритетов, о том, нужно ли ставить интересы
монархии, разум выше личности и ее чувств.
Сентиментализм начал развиваться в
Англии уже в 20-30-е гг. XVIII
в.,
окончательно оформившись во второй половине XVIII в.
и быстро распространившись по всей Европе.
Если мировоззрение классицизма опирается
исключительно на рационалистическую философию, то сентиментализм – на
сенсуальную философию Д. Локка.
Сентиментализм познает мир через
чувства. Через переживание явлений жизни сентиментализм воспринимает жизнь. Так
формировался новый культ – культ естественного чувства и, соответственно, новый
герой – чувствительный естественный человек, который интересен не как часть
государственного механизма, а сам по себе, своими неповторимыми переживаниями,
субъективным взглядом на мир.
Сентиментализм сделал ряд открытий и
сформулировал несколько принципов:
1.
Утверждение чувства, чувствительности
как основных критериев творчества. Сентиментализм уходит от привычного
для классицизма схематичного построения образов, четкого деления на
положительных и отрицательных персонажей. Все внимание сентиментализма концентрируется
вокруг частного, индивидуального в человеке и в окружающем мире.
2.
Сентиментализм интересует жизнь сердца, а не разума – отсюда и стремление
представить внутреннюю жизнь человека в
движении его эмоций, сочетании чувств, их противоречивости и изменчивости.
3.
Сентиментализм подчеркнуто субъективен. В этой культурной системе главный
объект интереса – мой собственный мир и его связь с природным естественным миром. Само изображение
происходящего неотделимо от личности автора, поэтому часто автор становится
равноправным героем произведения, а читатель узнает обо всем происходящем в
произведении сквозь авторские эмоции («Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» Н.М.
Карамзина). Не случайно, так активно развиваются некоторые жанры, позволяющие
ярче передать действительность через авторские переживания: роман, повесть,
автобиографические исповеди, дневники, письма («Дневник одной недели» А.
Радищева, «Племянник Рамо» Д. Дидро, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна,
романы Ричардсона, повести Карамзина).
4.
Сентиментализм не интересует жизнь государства. Он уходит от социальных
вопросов, пытаясь создать свой гармоничный мир все государства. В этом нет
угрозы или протеста, скорее отражение того разочарования, пессимизма и
меланхолии, которые получают большое распространение.
Отсюда идеализация патриархальной жизни, жизни вне городов, на лоне природы.
Так сентиментальный герой как будто убегает от реальной жизни в мир
патриархально-элегический, вне цивилизации. Герой будто изолирован от
обстоятельств реальной жизни в своем мире эмоций, в любви, в дружбе, в
стремлении таким способом обрести покой и свободу, конечно, на лоне природы (Руссо,
Карамзин).
5.
Формируется культ природы, которая становится обязательным и самостоятельным элементом произведений.
Природа, как абсолют и символ красоты и гармонии, должна была в произведениях выполнять
функцию идеала, по которому сверяют состояние души человека, его восприятия
мира (как, например, природа возмущена и тоскует о бедной Лизе или обозначает
мир роковых преступных страстей на острове Борнгольм).
Задача сентиментального героя – обрести
счастье в гармонии именно с миром естественным, природным, отсюда и подчеркнутая
идеализация природного начала. В основе сюжетов – истории любви, дружбы,
страстей, созерцание природы, значит, природа воспринимается как «пейзаж души»
(лирика Т. Грея, «Новая Элоиза Ж.-Ж. Руссо).
6.
В соответствии с новой поэтикой, базирующейся на культе чувства, меняется
отношение к слову. Если в классицизме господствовали стихи, т.е. упорядоченная
речь, господствовал особый языковой стиль, не связанный с реально-бытовым
языком, то теперь развивается проза, позволяющая более пристально обратиться к «живой
жизни», воспринятой чувствительным человеком.
А в лирике преобладают теперь жанры, позволяющие передать, как правило,
религиозно-философскую медитацию (элегии), образы чувствующей природы (идиллия.
эклога), интимная любовная и дружеская лирика.
|