Форма входа |
---|
Категории раздела | |
---|---|
|
Корзина |
---|
Категории каналов |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Основные
тенденции развития русской литературы XVIII века Нет, ты не
будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято вовек, ввек
удивлением всех. А.Н.
Радищев «Осьмнадцатое столетие». Академик
Д.С. Лихачев считал XVIII
век
«творческой лабораторией», в которой сформировались основы новой русской
культуры, в которой произошел удивительный сплав национального и
общеевропейского. Особенности литературы XVIII века: 1.
светский характер литературы; 2.
новый тип героя – человеческая личность, дворянин, военный, служивый; 3.
повышение роли личности героя в литературе: важен личный успех, но он всегда
должен сочетаться с интересами Российского государства; 4.
литература получила авторский характер; 5.
литература стала более массовой, доступной; 6.
появление разных жанров и родов литературы; 7.
появление постоянного текста, в котором важна личность автора (а не вариации и
редакции произведений со множеством неизвестных авторов); 8.
появление эстетических направлений и школ: классицизм, русское просвещение,
сентиментализм (предромантизм). 9.
бурное развитие лирических жанров: оды, песни, романсы, эротическая (любовная)
лирика, философские трактаты. Периодизация русской литературы XVIII века 1.
Литература петровской эпохи (1700 – 1730
гг.). Сильны барочные традиции. 2.
Расцвет
русского классицизма (1740 – 1750 гг.). 3. Русское просвещение (1760 – 1780 гг.). Расцвет
сатирической направленности в литературе. 4.
Конец
XVIII
в.
– 1812 г. вершина предромантизма, крах русского
классицизма, формирование романтических и реалистических тенденций. Классицизм как эстетическое направление Классицизм, одно из двух главных явлений
в культуре XVIII
века,
стал идеологической основой русского государства. Экономическая и политическая
ситуация 1730 – 1750-х гг. в стране была очень сложной, но в искусстве и
литературе движение было очень быстрым. Классицизм
(от лат. classicus – «образцовый»)
зародился в XVI
веке
в Италии, своего расцвета достиг в XVII веке во Франции (Никола'
Буало – теоретик европейского классицизма). Расцвет русского классицизма
пришелся на середину XVIII
века
(1740 – 1750 гг.). Философской основой классицизма является
учение Рене Декарта о рационализме. Декарт исходил из существования в мире двух
начал – разума и чувства, – признавая, однако, главенство разума («Я мыслю, следовательно, я существую»
(cogito ergo sum). Подобное деление на чувственное и
рационалистическое привело к формированию нескольких основополагающих принципов
классицизма: 1.
Декарт считал, что красота есть объективная категория – значит, она неизменна,
и можно вывести правила и законы красоты, которым должен подчиняться каждый
художник. Такое понимание красоты пришло из идей,
что есть непререкаемый, вечный образец, взятый из античности через Возрождение,
который нужно исследовать. 2.
Есть образцы и модели для подражания, которым художник должен следовать.
Достоинство художника заключается в
соответствии образцу, а не в оригинальности. 3. Возникла идея, что литература – строго
нормированное искусство, поэтому в классицизме: v жесткая
система жанров и стилей; v в
драматургии действует принцип единства места, времени и действия (один
конфликт, один сюжет, нет открытых финалов).
4.
Идеал человека на службе у государства: ведь это искусство живет одновременно с
абсолютной монархией, а не наоборот. Государство на первом месте, а личность
лишь служит государству и Отечеству. Это и определяет круг тем и проблем: v социально-гражданские
темы; v научные
темы; v развивается
публицистика. Литература
приобретает государственный статус и значение. 5.
Человек – лишь часть государства, поэтому его внутренний мир не интересует, а
важно, как он исполняет свой долг. В искусстве ощутимо отсутствие личного,
субъективного начала («мы» есть, но нет «я»). 6.
Внеисторизм. Классицизм не знает прошлого, оно неразумно, поэтому, даже если в
произведениях появляются сюжеты или герои из прошлых веков, это не отражает
исторического прошлого. 7.
Основным жанром европейской классицистической литературы является трагедия, так как в ее рамках ярче
всего проявился конфликт долга и чувства, разумного и неразумного начал. 8.
Классицизм отрицает национальные и народные особенности.
Своеобразие русского классицизма Русский
классицизм – часть общеевропейского, поэтому все основные критерии поэтики и эстетики
классицизма, указанные в работе Никола' Буало «Поэтическое искусство»,
присутствовали и в русском классицизме, прежде всего основной эстетический
принцип «следовать правилу и подражать образцу». Теоретиком русского
классицизма был А.П. Сумароков, который
в своей работе «Эпистола о стихотворстве» сформулировал главные принципы
классицизма, опираясь на труд Буало, но указывая и на оригинальность, самостоятельность
русского классицизма: 1.
Русский классицизм развивался в иных социально-экономических условиях, притом
на столетие позже, отсюда сочетание классицизма с просветительскими идеями.
Кроме того, на русский классицизм повлиял XVII век
– эпоха барокко. 2.
Повышенный гражданско-патриотический пафос, что реализовалось в тематике
произведений, в идеале героя (даже Петр I изображается
на службе у государства). 3.
Склонность к дидактизму, литература – воспитатель целых поколений. Поэт полезен
государства. 4.
Именно в русской поэзии появляются национальные черты. 5.
Сатирическая направленность. 6.
Русский классицизм постепенно стал формировать систему стихосложения. 7.
Основными жанрами русской классицистической литературы являются ода и сатира. | |
Просмотров: 9296 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/4 |
Всего комментариев: 0 | |